Открытие Церкви

Открытию Церкви предшествовала евангелизационная кампания, организованная в городе Мурманске в 1990 году начинающим проповедником Евангелия из Риги Тарасом Иосифовичем Савелюком. Т.И. Савелюк, как представитель международной фирмы «Свет», вылетел из Риги в Мурманск для организации этих собраний.

19 апреля приехали первые участники духовных концертов. Представительной оказалась группа участников из Латвии: В.Ф. Филимонов, Т.И. Савелюк, В.В. Филык, их сопровождала хорошо подготовленная вокально-музыкальная группа.

Прибыла также и группа христиан из Скандинавии.

21 и 22 апреля прошли духовные концерты на главной сцене ДК имени С.М. Кирова. Это здание закладывалось в 1916 году как храм, с которого должен был начаться город Романов на Мурмане. Успели построить только фундамент, а с приходом советской власти в европейское Заполярье нужда в нем отпала, и решено было строить дом культуры. Главный зал «Кировки» (так местные жители называют ДК) мог вместить свыше тысячи посетителей. Каждый день «духовные концерты» посещали около семьсот человек, звучали христианская музыка и песни, несколько раз собравшихся приглашали к совместной молитве. Но центром этих собраний была проповедь Евангелия и личные свидетельства отдельных христиан. Проповедовали В.Ф. Филимонов, Т.И. Савелюк, В.В. Филык и Энок Ханссен, в конце каждого собрания звучал призыв к покаянию и принятию Иисуса Христа как личного Спасителя и Господа. Около трехсот человек откликнулись на Божий призыв. Многие из них пережили физическое исцеление. Всем обратившимся к Господу были подарены Новые Заветы, и им было предложено присоединиться к местной группе пятидесятников.

На заключительной встрече по итогам евангелизационной компании было принято решение о необходимости проведения серии подобных собраний осенью текущего года (предположительно середина сентября).

Духовные концерты были назначены на 15 и 16 сентября. Организационный комитет, ответственный за их проведение, под руководством В.Ф. Филимонова принял решение: обратившиеся к Господу люди больше не будут направляться в существующую группу христиан – пятидесятников. Все согласились в необходимости создания новой Церкви для новообращенных. Пасторская забота и подготовка их к водному Крещенью была возложена на молодого проповедника из Риги В.В. Филыка.

15 сентября 1990 года прошло евангелизационное собрание при большом количестве народа. Со сцены провозглашались евангельские истины, звучали христианские песни, за людей молились индивидуально и с возложением рук. Люди отдавали свои сердца Господу, многие переживали физическое исцеление. В конце собрание было объявлено о решении создать новую Церковь. Всех желающих пригласили на вечер в лекционный зал.

16 сентября духовный концерт прошел не менее успешно. Было объявлено о состоявшемся накануне вечером первом собрании новой Церкви, куда приглашали всех новообращенных и просто ищущих Бога. Таким образом, 15 сентября 1990 года по праву считается днем рождения нашей Церкви.

Характеристика основных этапов развития Церкви

Жизнь и деятельность Церкви ХВЕ на Мурмане можно разделить на несколько основных этапов, которые мы попытаемся частично охарактеризовать. В эти периоды происходили важные события, повлиявшие самым серьезным образом на дальнейшее развитие Церкви. И хотя выносить серьезные суждения о них еще рано, прежде всего из-за «юности» самой Церкви, наши размышления будут носить характер предварительных заключений.

С чего всё началось

После осенней евангелизационной кампании и собрания, которое прошло вечером 15 сентября 1990 года, практически каждые выходные проходило собрание начинающей Церкви в лекционном зале на втором этаже ДК имени С.М. Кирова. ДК находится в историческом центре города (районе площади «Пять углов») и является самым удобным местом для массовых собраний граждан. Молва о новой и «непохожей на другие» Церкви быстро разносилась по всему городу. Многие горожане приходили на собрания просто из любопытства, им хотелось сложить свое мнение о том, что говорили их друзья и знакомые.

На общих собраниях Церкви проповедовали Виктор Филык, Николай Сердюк, Александр Герцен, Виталий Максимюк. Все они жили в это время в Риге и прилетали в Мурманск на выходные дни, проводили, как правило, два собрания (суббота вечер и воскресенье утро), а также встречались с верующими на дому. Проповеди были похожи на уроки в детской воскресной школе. Профессиональных регентов и учителей музыки не было, но выручала фонограмма.

15 декабря 1990 года прошло первое водное Крещенье – было крещено 4 мужчин и 22 женщины. Крещенье происходило в плавательном бассейне Детского Дома Творчества, что на Семеновском озере, во второй половине дня впервые в Церкви была совершена Вечеря Господня, после которой все чествовали ее первых членов.

В январе 1991 года международной миссией «Калвари интэрнэшинэл» в городе Елгава (Латвия) был открыт Библейский Учебный Центр «Свет миру». Виктор Филык, Николай Сердюк и Виталий Максимюк стали его студентами, а через некоторое время в Мурманск удалось пригласить некоторых учителей Библии из Елгавы. В апреле 1991 года состоялось второе водное Крещенье, а вначале лета того же года группа молодежи (около 12 человек), которая пережила Крещенье в Дух Святой, покинула баптистскую миссию «Добрый Самарянин» и влилась в состав Церкви.

8 августа 1991 года молодая семья Виктор и Светлана Филык прилетели в город Мурманск для несения пасторского служения. В их лице Церковь приобрела первых, постоянно живущих вместе с Ней пастырей.

Закладка фундамента Церкви

В конце лета 1991 года Церковь Христа (это первое официальное название нашей Церкви) насчитывала около 70 членов. Появление постоянной пасторской заботы, а также активная евангелизационная деятельность всей Церкви привели к ее бурному количественному росту. На конец 1994 года воскресные собрания Церкви активно посещали не менее 1200 человек.

В этот период жизни Церкви произошли несколько, на наш взгляд, важных событий:

  • 18 ноября 1991 года Церковь Христа была официально зарегистрирована. Это позволило ей более успешно нести служение в обществе, а также проще решать ряд вопросов с представителями государственной власти. Наша Церковь всегда была учащейся Церковью, и основание этому было положено в самом начале. Постоянные семинары, всевозможные подготовительные учебные курсы были «частыми гостями» в повседневной жизни Церкви Христа.
  • В 1991 – 1992 годах Церковь вышла за пределы города Мурманска, была предпринята успешная попытка начать Церкви в городе Коле и селе Ловозеро. Эти два населенных пункта играли всегда важную роль в жизни Кольского полуострова, но, как нам известно, там никогда не было живой евангельской Церкви.
  • Еще одно важное духовное событие произошло вначале 1993 года. Церковь Христа и русско-норвежская «Арктическая миссия» добровольно объединили свое служение. Данная миссия начала работу в городах Мурманской области (Никель, Заполярный, Оленегорск и Мончегорск), а также открыла Библейскую Школу в п. Никеле. Совместное служение принесло пользу всем.
  • 3 октября 1994 года на общем собрании Церкви было принято решение переименовать Церковь Христа в Кольский Христианский Центр (КХЦ) и внести некоторые изменения в ее Устав. Соответствующий государственный орган произвел регистрацию нового Устава Церкви 28 ноября.

Рост Церкви «вглубь и вширь»

К концу 1994 года Кольский Христианский Центр стал самой многочисленной евангельской Церковью в Мурманской области. Он состоял практически на 100% процентов из людей, обратившихся к Богу не ранее 1990 года, и был похож на огромный духовный «детский сад». Церковь нуждалась в большом количестве духовно зрелых руководителей, и взращивать их нужно было из числа местных верующих.

Второй серьезной духовной проблемой молодого евангельского движения на Кольском полуострове была огромная разобщенность среди возникших молодых Общин. С 1990 года в этом крае кроме КХЦ активно проповедовала уже упоминаемая «Арктическая миссия». Успешно трудились в южной части полуострова миссионеры из Швеции. Через миссию «Тим и Нор» («Команда на Севере») были основаны Церкви в Апатитах, Кандалакше, Кировске, Полярных Зорях и в Ковдоре. Известная международная организация «Молодежь с миссией» также проявляла активность на Мурмане.

К концу 1995 года руководство Кольского Христианского Центра приняло два ключевых решения: открыть Кольский Библейский Учебный Центр (КБУЦ) с двухгодичной дневной программой обучения, а также предпринять всевозможные меры по духовному сближению с другими молодыми Церквями области и, если удастся, создать ассоциативные отношения между ними.

С января 1996 года на базе Кольского районного ДК начал работу КБУЦ. В организации его была оказана большая помощь российско-американской организации «Калвари Фелоушип», а также христиан Скандинавии (в основном Норвегии) и Западной Европы. Первый год обучения закончили 16 человек, а за 10 лет его существования двухгодичный курс прошло 120 человек. Через служение КБУЦ Церковь была благословлена, и ряд ее животрепещущих кадровых нужд было покрыто.

Судьбоносным для КХЦ событием этого периода было решение руководства Церкви (совместно с еще четырьмя Церквями Мурманской области) войти в состав Союза ХВЕ России. Серьезный толчок этому процессу дал принятый в 1997 году в РФ «Закон о свободе совести и религиозных объединениях». Таким образом, к весне 1998 года Кольский Христианский Центр стал полноправным членом Союза ХВЕП в России (бывшим Союзом ХВЕ России).

Важным внутрицерковным решением конца 1997 года был переход Кольского Христианского Центра на ячеечную структуру Церкви. Его предваряли серия семинаров, которые посетило тогдашнее руководство КХЦ. Все понимали, с одной стороны, важность и необходимость это шага, а с другой, ответственность и сложность его.

Совместно с Союзом ХВЕП в России

Начавшийся с 1998 года новый этап жизни Церкви можно назвать как развитие по многим направлениям.

Внутри Церкви шел сложный и длительный процесс постройки ячеечной структуры. Все члены Церкви проходили через специальную программу обучения «Год подготовки» и учились жить и служить в малых группах (МГ). Особое внимание уделялось подготовке руководителей разного уровня, их требовалось много, до 20% от общего числа членов Церкви. Пастыри Общин и те, кто готовился ими стать, стали студентами Московского Теологического Института по программе бакалавр богословия или служения.

В марте 2001 года КХЦ приобрел для нужд Церкви офисное помещение площадью 310 кв. м. Оно находилось в центре города и стоило немало. Сделка предполагала выплату за него в течение шести месяцев. Это стало определенным финансовым вызовом для всех. Бог позаботился о нас, и к концу положенного срока вся сумма была выплачена. Через четыре с половиной года бывшие владельцы помещения через суд попытались расторгнуть данную сделку и таким образом нанести серьезный финансовый урон Церкви. Суд по этому делу Церковь выиграла в Санкт-Петербурге.

Летом 2004 года муниципальные власти города Мурманска выделили участок земли под строительство храма Церкви в центральной части города. Это был ответ Божий на 12-летнюю молитву Церкви.

В 2004 году Церковь приобрела свое нынешнее название – Церковь христиан веры евангельской на Мурмане.

Основные направления деятельности Церкви

Основной своей задачей Церковь ХВЕ на Мурмане видит проповедь Евангелия по всему Кольскому полуострову, а также в других городах и поселках РФ. Особенностью Мурманска как северного города России является постоянный отток его населения в южном направлении. Примирившись с Господом, и пройдя нужную подготовку к служению, человек через какое-то время становится «естественным миссионером». Церковь использует данный фактор и таким образом является благословением для многих небольших Церквей средней полосы и юга России.

Церковь активно трудится с детьми, молодежью и подростками, используя разные методы этого служения. Практически в каждой Общине открыта воскресная школа, где христианские педагоги прививают базовые христианские ценности детям разного возраста. А с прошлого года в Мурманске открылось еще одно направление детской и молодежной работы – «Царские Охотники». Огромное желание для нас – сделать его межцерковным и межконфессиональным.

Представители Церкви ХВЕ на Мурмане посещают больницы, тюрьмы, детские дома и дома для престарелых с проповедью Евангелия и социальным служением.

Современное состояние Церкви и перспективы ее развития

Церковь состоит из представителей разных национальностей, которые мирно уживаются друг с другом. Большинство Церкви – этнические русские, но вместе с ними служат Господу украинцы, белорусы, татары, саами, коми и представители других народов. В Церкви также представлены разные социальные слои и прослойки современного российского общества.

Одно из важных направлений церковной евангелизации – это, прежде всего, коренной народ Мурмана – саами. Большая часть из них компактно проживают в селе Ловозеро, где растет и успешно развивается одна из Общин нашей Церкви. Другая часть живет и кочует в тундре. В трудно доступных селах Сосновка, Каневка и Краснощелье также есть небольшие группы обратившихся ко Христу.

Примерно с 2004 года Церковь ХВЕ на Мурмане стала полностью ячеечной Церковью или Церковью малых групп. Практически все ее члены вовлечены в жизнь «клеток Тела Христова». В разных местах Кольского полуострова функционирует несколько десятков малых групп, которые проводят свои собрания каждую среду. Люди собираются на совместное поклонение Господу, молитву и для размышления о Слове Божьем. Там происходит духовное общение с Богом и ближними, люди учатся участвовать в нуждах друг друга. На собрание малой группы каждый ее участник может привести своего неверующего друга, где тот сможет больше узнать о Боге и о Его Церкви.

Церковь живет и развивается как единый организм и организация в рамках территории Мурмана. В городах и поселках она представлена Общинами и группами, которые ощущают и признают свое органическое единство друг с другом. В рамках всей Церкви существует единая обучающая программа для всех членов Церкви, также руководителей разного уровня.